24.11.2014
Еще в 2013 году на брифинге в рамках COFES Россия поднимались вопросы о «обязательном» BIM в России для государственных проектов.
Готовы ли соответствующие технологии? Не будет ли это фальстартом? Пора ли и в России поднимать эту тему на уровень государственной стратегии в строительстве? Есть ли предпосылки в экономике, потребности если не перевода отрасли, то хотя бы разворота ее в направлении BIM? Нуждается ли она в повышении прозрачности, снижении рисков для инвесторов, особенно принимая во внимание большое число строительных проектов с государственным финансированием? Мнения участников разошлись:
• «Ни государству нашему, ни экономике BIM сейчас не нужен. И мы не готовы к обязательному BIM. Но если мы сейчас сами не начнем поднимать эти вопросы, мы вообще никогда не увидим изменений. Мы, по крайней мере, должны начать об этом говорить. У нас есть некоторый опыт, есть определенное понимание того, что такое BIM. Мы верим, что BIM придет и на наш рынок. Возможно, приход на наш рынок иностранных компаний изменит ситуацию. Они зададут новые стандарты работы и воспользуются моментом». — Ирина Чиковская, ИнтерКАД
• «Никто не сделает это за нас. Никакой одной компании это не под силу. Даже самому сильному вендору. Обязательно должна быть воля со стороны государства».
• «Готовы ли проектировщики? — Постепенно, медленно они продвигаются. Готовы ли к BIM их заказчики? С ними очень трудно устанавливать контакты и вести диалог. Хотя именно они выиграли бы от BIM больше других. У нас нет выстроенного механизма общения ни с государственным, ни с частным заказчиком». — Ирина Чиковская, ИнтерКАД
• «В России мы еще даже не выработали общего понимания, что же такое BIM на самом деле. Даже сотрудники софтверных вендоров не до конца понимают, что это».
• «Мы должны говорить о BIM как об управлении информацией (Information Management). И каждый, кто заинтересован в снижении общей стоимости владения (строительным объектом) должен быть заинтересован в BIM. И наоборот. Если нужно просто быстро построить, продать и забрать деньги, то о каком BIM в России можно говорить?
• «Сейчас в России как раз правильное время для BIM. Тот самый момент, когда правительство или кто-то другой сверху, от имени государства должен указать путь развития для строительства». — Арсентий Сидоров, эксперт по BIM
США опережает Россию на много лет вперед, здесь еще в 2003 году по инициативе администрации общих служб (GSA) началась реализация программы 3D-4D-BIM для помощи строительным компаниям в использовании BIM технологии, что стало обязательным требованием участия в госконтрактах. В настоящее время помимо федерального уровня такие же правила действуют и в половине штатов. За это время отдельные федеральные структуры разработали стандарты, протоколы и стали весьма грамотными заказчиками для проектных и строительных компаний. Согласно исследованию McGraw Hill Construction 2012 года 74% строительных организаций Северной Америки используют BIM. BIM более не является уделом инноваторов, он стал мейнстримом строительной отрасли.
В Великобритании правительство, весьма озабоченное дефицитом государственного бюджета, заявило о значительных резервах, имеющихся в строительной отрасли, и потребовало сокращения непроизводительных расходов. Минимальная оценка составила 30%. В мае 2011 года был взят курс на обязательный BIM в государственных проектах, и отрасли было дано 5 лет на подготовку, а также поставлена цель снизить расходы на 20% еще до истечения срока действия полномочий действующего кабинета.
Поднимались также вопросы о роли государства в строительной отрасли.
Сегодня государство по отношению к строительной отрасли выступаеткак регулятор, как спонсор и как заказчик.
С 2009 года в России отменено лицензирование в строительстве, и эта сфера перешла на саморегулирование. Однако состав и требования к содержанию разделов проектной документации по-прежнему устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации; государственная экспертиза проверяет сметные расчеты; соответствующие ведомства ежеквартально устанавливают индексы цен для сметных расчетов и пр.
Как спонсор государство финансирует, например, программу расселения ветхого и аварийного жилья, использует госзакупки в качестве защиты отечественного рынка в условиях ВТО и пр.
Как заказчик государство выступает, в т.ч. финансируя проекты для собственных нужд. Бюджеты различных уровней, включая проекты госкорпораций, формируют большую часть объемов строительного рынка.
Что внедрение обязательного BIM могло бы значить для российских компаний проектно-строительной отрасли?
По материалам выступления председателя Комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности Национального Объединения Проектировщиков, члена Совета НОП, к.т.н., Сергея Владимировича Чижова:
«Основные особенности современного рынка архитектурно-строительного проектирования:
Недопонимание роли проектного сообщества в модернизации экономики страны и внедрении инноваций;
Возрастающая конкуренция со стороны иностранных компаний в условиях глобализации и вступлении в ВТО.
...
Основные риски в развитии рынка проектных работ:
— Снижение доли отечественных компаний на рынке, деградация за счёт поглощения отдельных сегментов отрасли (строительным комплексом, иностранными конкурентами)
Cнижение качества проектных решений и инфраструктурной ценности проектов;
...
— Экспансия западных компаний, технологий осуществления проектной деятельности, уменьшения, снижение доли отечественных компаний на рынке».
Какие особенности у российского BIM? По сравнению со странами «обязательного BIM» придется ли в России решать те же проблемы, столкнуться с теми же трудностями или у нас есть свои особые российские проблемы?
Мнения участников.
• «В Великобритании специалисты-сметчики независимы. Они работают, защищая интересы заказчика. В России они аффилированы с проектными организациями. У нас сметчик — адвокат проектировщика. Именно интересы проектировщика, и никого другого участника процесса они готовы защищать.» — Ирина Чиковская, ИнтерКАД
• «У строителей еще больше проблем, чем у проектировщиков. Проектировщики очень далеки от стройки. Их вообще не интересует, что происходит с их чертежами на стройке. А эксплуатационщики — еще дальше».
• «Почему в Великобритании ввели обязательный BIM для госзаказа? — Им понадобилось больше денег для бюджета. В нашей стране на стройке воруют больше. Поэтому наше государство, по идее, должно быть заинтересовано в BIM даже больше. Но, с другой стороны, они могут быть совсем не заинтересованы. Если ты воруешь, ты совсем не заинтересован ни в прозрачности, ни в эффективности. Оценка стоимости проекта: если заказчик хочет знать, что происходит с проектом, он должен поддерживать внедрение BIM. Но наши заказчики предпочитают, чтобы все было запутано и непрозрачно. Это картель, это особенность российского рынка...»
Как же обстоят дела с BIM сейчас?
Не так давно прошел форум Autodesk University 2014 где выступил руководитель AEC3 UK Ltd из Лондона Ник Нисбет. Он поделился своим положительным опытом по организации и внедрению процессов BIM. Его доклад назывался «BIM сегодня: приступаем к работе с комплексной системой BIM».
Из интервью газете «Информационные технологии в строительстве».
ИТС: Ник, что является сферой ваших профессиональных интересов?
– У меня архитектурное образование, которое получил 30 лет назад. Я уже давно занимаюсь разработкой инструментов BIM и 10 лет – консультационной деятельностью в этой области.
ИТС: Здесь, на форуме, вы выступили с докладом «BIM сегодня: приступаем к работе с комплексной системой BIM». В своем выступлении вы сказали, что в Великобритании государство повернулось лицом к BIM. Хочется знать, что его побудило?
– Основная причина – то, что правительство поняло, что у него дефицит средств и надо искать, в чем есть резервы. У властей была программа строительства школ, и они при этом увидели, что стоимость проектов разных школ почему-то сильно отличается. А BIМ как раз хороший инструмент для анализа стоимости зданий, экономии средств.
При этом технология BIМ уже несколько лет существовала, ею пользовались частные организации – проектные, строительные. Но какие-то серьезные процессы начались только тогда, когда в качестве заказчика появилось государство. Была разработана государственная программа, которая предполагала переход на BIM для госзаказа в течение нескольких лет. Это заставило игроков на рынке поменять свой инструментарий, чтобы соответствовать форматам BIM.
Разные департаменты английского правительства теперь используют BIM, чтобы получить реальную выгоду. О каких выгодах идет речь? Британская строительная отрасль по размеру сопоставима с российской. С начала запуска BIM в 2011 г. государство сэкономило 1,4 млрд фунтов. В сфере здравоохранения система сэкономила деньги, которых достаточно для покупки 67 сканеров для МРТ. Две из каждых семи школ, построенных на бюджетные деньги, оказались бесплатными благодаря BIM.
ИТС: Много времени ушло у правительства на организацию процессов внедрения BIM на государственном уровне?
– Первый разговор на эту тему состоялся в 2009 г. Нас спросили, как можно убрать ненужные издержки при эксплуатации зданий, повысить эффективность уже работающих систем, организовать совместную работу самых разных структур, организовать доступ к данным. Ответ экспертами был подготовлен в 2010 г. Чиновники приняли наши рекомендации и в 2011 г. объявили об этом.
ИТС: Сколько компаний-разработчиков государство привлекло для экспертирования, создания стандартов, по которым все будут работать?
– Несколько групп по семь человек. Все мы работали на общественных началах. В системе информационного моделирования все начинается снизу, поскольку необходимо правильно подготовить информацию. Следующий шаг – управление, организация деятельности. Затем наступает черед переработки информации. И ключевой момент: возможность делиться информацией – с коллегами, правительством, с заказчиками. Важный момент: прежде чем поделиться, надо быть уверенным, что информация достоверна, так что необходима система проверки большого массива информации. Но это то, на чем стоит BIM.
ИТС: Сложно ли было строителям, проектировщикам, работающим по заказу правительства, выполнить новые правила?
– Все новации вводились постепенно. Сначала произошла компьютеризация бумажных процессов. Следующий этап ? пробовали разные идеи, перешли от двухмерной работы к трехмерной, от чертежей – к моделям. Далее правительство решило, что им нужны определенные данные о построенных зданиях. При этом оно не указывало компаниям, как организовать работу, какие инструменты использовать. В конечном итоге подходящим форматом предоставления данных оказался формат COBie.
Теперь поставлена новая задача – к 2016 г. каждый департамент федерального правительства будет требовать определенную информацию о зданиях, которые находятся в их ведении. И сама строительная отрасль должна определить, как она будет решать эту задачу.
Источник:
http://its.grandsmeta.ru/interview/4951/#
http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16268
Что такое BIM - технологии в современной интерпретации?<< Вернуться к списку
BIM - технологии (Building Information Modeling) процесс коллективного создания и использования информации о сооружении, формирующий надежную основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта (от самых ранних концепций до рабочего проектирования, строительства, эксплуатации и сноса).Еще в 2013 году на брифинге в рамках COFES Россия поднимались вопросы о «обязательном» BIM в России для государственных проектов.
Готовы ли соответствующие технологии? Не будет ли это фальстартом? Пора ли и в России поднимать эту тему на уровень государственной стратегии в строительстве? Есть ли предпосылки в экономике, потребности если не перевода отрасли, то хотя бы разворота ее в направлении BIM? Нуждается ли она в повышении прозрачности, снижении рисков для инвесторов, особенно принимая во внимание большое число строительных проектов с государственным финансированием? Мнения участников разошлись:
• «Ни государству нашему, ни экономике BIM сейчас не нужен. И мы не готовы к обязательному BIM. Но если мы сейчас сами не начнем поднимать эти вопросы, мы вообще никогда не увидим изменений. Мы, по крайней мере, должны начать об этом говорить. У нас есть некоторый опыт, есть определенное понимание того, что такое BIM. Мы верим, что BIM придет и на наш рынок. Возможно, приход на наш рынок иностранных компаний изменит ситуацию. Они зададут новые стандарты работы и воспользуются моментом». — Ирина Чиковская, ИнтерКАД
• «Никто не сделает это за нас. Никакой одной компании это не под силу. Даже самому сильному вендору. Обязательно должна быть воля со стороны государства».
• «Готовы ли проектировщики? — Постепенно, медленно они продвигаются. Готовы ли к BIM их заказчики? С ними очень трудно устанавливать контакты и вести диалог. Хотя именно они выиграли бы от BIM больше других. У нас нет выстроенного механизма общения ни с государственным, ни с частным заказчиком». — Ирина Чиковская, ИнтерКАД
• «В России мы еще даже не выработали общего понимания, что же такое BIM на самом деле. Даже сотрудники софтверных вендоров не до конца понимают, что это».
• «Мы должны говорить о BIM как об управлении информацией (Information Management). И каждый, кто заинтересован в снижении общей стоимости владения (строительным объектом) должен быть заинтересован в BIM. И наоборот. Если нужно просто быстро построить, продать и забрать деньги, то о каком BIM в России можно говорить?
• «Сейчас в России как раз правильное время для BIM. Тот самый момент, когда правительство или кто-то другой сверху, от имени государства должен указать путь развития для строительства». — Арсентий Сидоров, эксперт по BIM
США опережает Россию на много лет вперед, здесь еще в 2003 году по инициативе администрации общих служб (GSA) началась реализация программы 3D-4D-BIM для помощи строительным компаниям в использовании BIM технологии, что стало обязательным требованием участия в госконтрактах. В настоящее время помимо федерального уровня такие же правила действуют и в половине штатов. За это время отдельные федеральные структуры разработали стандарты, протоколы и стали весьма грамотными заказчиками для проектных и строительных компаний. Согласно исследованию McGraw Hill Construction 2012 года 74% строительных организаций Северной Америки используют BIM. BIM более не является уделом инноваторов, он стал мейнстримом строительной отрасли.
В Великобритании правительство, весьма озабоченное дефицитом государственного бюджета, заявило о значительных резервах, имеющихся в строительной отрасли, и потребовало сокращения непроизводительных расходов. Минимальная оценка составила 30%. В мае 2011 года был взят курс на обязательный BIM в государственных проектах, и отрасли было дано 5 лет на подготовку, а также поставлена цель снизить расходы на 20% еще до истечения срока действия полномочий действующего кабинета.
Поднимались также вопросы о роли государства в строительной отрасли.
Сегодня государство по отношению к строительной отрасли выступаеткак регулятор, как спонсор и как заказчик.
С 2009 года в России отменено лицензирование в строительстве, и эта сфера перешла на саморегулирование. Однако состав и требования к содержанию разделов проектной документации по-прежнему устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации; государственная экспертиза проверяет сметные расчеты; соответствующие ведомства ежеквартально устанавливают индексы цен для сметных расчетов и пр.
Как спонсор государство финансирует, например, программу расселения ветхого и аварийного жилья, использует госзакупки в качестве защиты отечественного рынка в условиях ВТО и пр.
Как заказчик государство выступает, в т.ч. финансируя проекты для собственных нужд. Бюджеты различных уровней, включая проекты госкорпораций, формируют большую часть объемов строительного рынка.
Что внедрение обязательного BIM могло бы значить для российских компаний проектно-строительной отрасли?
По материалам выступления председателя Комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности Национального Объединения Проектировщиков, члена Совета НОП, к.т.н., Сергея Владимировича Чижова:
«Основные особенности современного рынка архитектурно-строительного проектирования:
Недопонимание роли проектного сообщества в модернизации экономики страны и внедрении инноваций;
Возрастающая конкуренция со стороны иностранных компаний в условиях глобализации и вступлении в ВТО.
...
Основные риски в развитии рынка проектных работ:
— Снижение доли отечественных компаний на рынке, деградация за счёт поглощения отдельных сегментов отрасли (строительным комплексом, иностранными конкурентами)
Cнижение качества проектных решений и инфраструктурной ценности проектов;
...
— Экспансия западных компаний, технологий осуществления проектной деятельности, уменьшения, снижение доли отечественных компаний на рынке».
Какие особенности у российского BIM? По сравнению со странами «обязательного BIM» придется ли в России решать те же проблемы, столкнуться с теми же трудностями или у нас есть свои особые российские проблемы?
Мнения участников.
• «В Великобритании специалисты-сметчики независимы. Они работают, защищая интересы заказчика. В России они аффилированы с проектными организациями. У нас сметчик — адвокат проектировщика. Именно интересы проектировщика, и никого другого участника процесса они готовы защищать.» — Ирина Чиковская, ИнтерКАД
• «У строителей еще больше проблем, чем у проектировщиков. Проектировщики очень далеки от стройки. Их вообще не интересует, что происходит с их чертежами на стройке. А эксплуатационщики — еще дальше».
• «Почему в Великобритании ввели обязательный BIM для госзаказа? — Им понадобилось больше денег для бюджета. В нашей стране на стройке воруют больше. Поэтому наше государство, по идее, должно быть заинтересовано в BIM даже больше. Но, с другой стороны, они могут быть совсем не заинтересованы. Если ты воруешь, ты совсем не заинтересован ни в прозрачности, ни в эффективности. Оценка стоимости проекта: если заказчик хочет знать, что происходит с проектом, он должен поддерживать внедрение BIM. Но наши заказчики предпочитают, чтобы все было запутано и непрозрачно. Это картель, это особенность российского рынка...»
Как же обстоят дела с BIM сейчас?
Не так давно прошел форум Autodesk University 2014 где выступил руководитель AEC3 UK Ltd из Лондона Ник Нисбет. Он поделился своим положительным опытом по организации и внедрению процессов BIM. Его доклад назывался «BIM сегодня: приступаем к работе с комплексной системой BIM».
Из интервью газете «Информационные технологии в строительстве».
ИТС: Ник, что является сферой ваших профессиональных интересов?
– У меня архитектурное образование, которое получил 30 лет назад. Я уже давно занимаюсь разработкой инструментов BIM и 10 лет – консультационной деятельностью в этой области.
ИТС: Здесь, на форуме, вы выступили с докладом «BIM сегодня: приступаем к работе с комплексной системой BIM». В своем выступлении вы сказали, что в Великобритании государство повернулось лицом к BIM. Хочется знать, что его побудило?
– Основная причина – то, что правительство поняло, что у него дефицит средств и надо искать, в чем есть резервы. У властей была программа строительства школ, и они при этом увидели, что стоимость проектов разных школ почему-то сильно отличается. А BIМ как раз хороший инструмент для анализа стоимости зданий, экономии средств.
При этом технология BIМ уже несколько лет существовала, ею пользовались частные организации – проектные, строительные. Но какие-то серьезные процессы начались только тогда, когда в качестве заказчика появилось государство. Была разработана государственная программа, которая предполагала переход на BIM для госзаказа в течение нескольких лет. Это заставило игроков на рынке поменять свой инструментарий, чтобы соответствовать форматам BIM.
Разные департаменты английского правительства теперь используют BIM, чтобы получить реальную выгоду. О каких выгодах идет речь? Британская строительная отрасль по размеру сопоставима с российской. С начала запуска BIM в 2011 г. государство сэкономило 1,4 млрд фунтов. В сфере здравоохранения система сэкономила деньги, которых достаточно для покупки 67 сканеров для МРТ. Две из каждых семи школ, построенных на бюджетные деньги, оказались бесплатными благодаря BIM.
ИТС: Много времени ушло у правительства на организацию процессов внедрения BIM на государственном уровне?
– Первый разговор на эту тему состоялся в 2009 г. Нас спросили, как можно убрать ненужные издержки при эксплуатации зданий, повысить эффективность уже работающих систем, организовать совместную работу самых разных структур, организовать доступ к данным. Ответ экспертами был подготовлен в 2010 г. Чиновники приняли наши рекомендации и в 2011 г. объявили об этом.
ИТС: Сколько компаний-разработчиков государство привлекло для экспертирования, создания стандартов, по которым все будут работать?
– Несколько групп по семь человек. Все мы работали на общественных началах. В системе информационного моделирования все начинается снизу, поскольку необходимо правильно подготовить информацию. Следующий шаг – управление, организация деятельности. Затем наступает черед переработки информации. И ключевой момент: возможность делиться информацией – с коллегами, правительством, с заказчиками. Важный момент: прежде чем поделиться, надо быть уверенным, что информация достоверна, так что необходима система проверки большого массива информации. Но это то, на чем стоит BIM.
ИТС: Сложно ли было строителям, проектировщикам, работающим по заказу правительства, выполнить новые правила?
– Все новации вводились постепенно. Сначала произошла компьютеризация бумажных процессов. Следующий этап ? пробовали разные идеи, перешли от двухмерной работы к трехмерной, от чертежей – к моделям. Далее правительство решило, что им нужны определенные данные о построенных зданиях. При этом оно не указывало компаниям, как организовать работу, какие инструменты использовать. В конечном итоге подходящим форматом предоставления данных оказался формат COBie.
Теперь поставлена новая задача – к 2016 г. каждый департамент федерального правительства будет требовать определенную информацию о зданиях, которые находятся в их ведении. И сама строительная отрасль должна определить, как она будет решать эту задачу.
Источник:
http://its.grandsmeta.ru/interview/4951/#
http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16268